© Кирилл Белов a. k. a. , 2005

Это — Parkan!
Записки одного тестировщика

Млечный путь. Солнечная система. Земля. Россия. Москва. Коломенский проезд. 19.03.05

10:00 местного времени

…Проход оканчивался тупиком.

Вот так, банально и жестоко. Тупик. Очередной. Прямо по курсу — стена. Слева — наглухо закрытые гигантские ворота, которые разве что головой собственной пробивать. Справа — опущенный шлагбаум, который сам по себе не являлся непреодолимым препятствием, однако сразу за ним наблюдался гигантский, в полтора человеческих роста, сугроб. И ни души вокруг. Картина, типичная для большинства индустриальных районов Москвы.

Я ещё раз гневно взглянул на дом, который мы тщетно пытались обойти. Табличка упрямо гласила: «д. 17–5».

Холодный и злой, даром что весенний, ветер швырнул в лицо обильную порцию снега. Ситуация становилась всё интереснее и интереснее…

— Слушай, а ты уверен, что адрес правильный? — спрашиваю я Серёгу, «товарища по несчастью».

Он показывает мне клочок бумажки, на котором чётко написано «д. 17».

Внутри того дома, вокруг да около которого мы так упорно бродили, находилось какое-то научно-производственное предприятие. Мы даже сунулись в мрачный, с советского времени, разумеется, не изменившийся холл и спросили у не менее мрачного охранника о компании «Никита». Он ничего не знал.

— Пошли обратно. Спросим у кого-нибудь по дороге. И по сторонам поглядим повнимательней. Возможно, мы чего-нибудь да пропустили. (Нумерация домов по этой стороне улицы была такой: д.17–5…д.13…д.1а… д.20…)

После долгих скитаний, встречаем, наконец, ещё одного тестировщика. Он оказался мудрее нас, начав поиски заветного офиса днём ранее. После целого вечера поисков, он установил тот факт, что сущности «д.17» и «д.1а», оказывается, идентичны…

10:50 местного времени

Мы дружно входим в тёмный подъезд дома с табличкой «д.1а», с трудом влезаем в крохотную кабинку лифта, поднимаемся на пятый этаж…

С самого порога двери мы видим Его. PARKAN. Гигантский плакат занимает всю стену. Все сомнения по поводу того, та ли это дверь, как-то исчезают сами собой.

А что на офисных мониторах!!! Целый и невредимый, «Wanderer», помигивая гирляндами разноцветных бортовых огней, барражирует в прекрасном, завораживающем взгляд, космосе, на фоне туманностей, созвездий и ослепительно-сияющего местного красного светила.

«Да. Это Parkan! Тот самый» — подумал я.

«Сначала мы хотели создать приквел к первому Parkan. Ну, или сиквел. А потом подумали: что, если сделать и не приквел, и не сиквел, а…»
Олег Костин

Карантинный сектор «Лентис». Одна из систем пурпурного сектора. Точное местоположение неизвестно. Точные дата/время неизвестны

«Что должно случиться, неизбежно случается. Иначе неинтересно будет», — думал я, наблюдая последствия «удачного» гиперперехода. Эта система сломана, эта на ладан дышит… и джампера нет. Великолепно. А мы вообще, где? Ага. Всё просто замечательно. Да, Айрин, я вполне с тобой согласен.

Айрин? Дааа, корабельный искинт Паркана, вот что делает с компьютерами эволюция. Какие разительные перемены! Ты повзрослел, покрутел и обзавёлся личностью. Вернее, обзавелась. Дама, как-никак! Дама с характером. Вместо памятных фраз вроде «боевой дрон атакует цель» — целые монологи, по случаю и без. Вот если бы ты только хоть на чуть-чуть удержалась от полезных советов, цены бы тебе не было!

…Как всё-таки чудесен тот факт, что управление ничуть не изменилось! В автоматическом режиме — есть курсор, есть многочисленные меню, многие из которых нам так знакомы. Point and click в чистом виде. Но стоит включить ручное управление — и «добро пожаловать за штурвал!»

За штурвал? Как раз вовремя! Оказавшийся, видимо, не в том месте, не в то время, транспорт клана Хаммер собрал на своём хвосте приличное количество пиратов, просто-таки горящих желанием посмотреть, что у него внутри.

Ну как, Айрин, поможем ему? Распределитель энергии в режим «бой» (максимум — на лазеры и на силовой щит) и вперёд!

Пират, на хвост которого мне удалось сесть, оказался весьма настойчивой железякой. Он то вдруг резко сбрасывал скорость до нуля, то, наоборот, ускорялся и всячески пытался завлечь меня под огонь напарника. Даже когда очередная моя ракета прошла сквозь его ослабевший щит, как нож сквозь масло, и ударила прямо в центр системы вооружения, практически полностью выведя его при этом из строя, вражина всё ещё пыталась неожиданными маневрами зайти на таран. Лишь следующий залп, в клочки разнёсший кораблю оппонента двигатель, наконец, заставил его утихомириться. Всё, гад ты эдакий, теперь Я лечу посмотреть, что у ТЕБЯ внутри!

«Производится захват стыковочного узла…»

Сработала сложная система силовых захватов, и между двумя кораблями был навешен «мост» призрачно-голубого света. Транспортный луч.

«Всё-таки, это круто, когда не надо никуда бежать, сломя голову, через сложную систему шлюзовых камер! Долой архаичные люки!» — радостно думал я, покидая вновь ставшую уже такой привычной, рубку крейсера и направляясь к мерцающей силовой колонне телепортатора. Один миг — и я на борту вражеского Н-крейсера. Так, и где же экипаж?

Из центрального зала с телепортом расходилось четыре коридора. Один вёл в рубку, другой — в двигательный отсек. На пиктограммах двух оставшихся значилось «склад». «На складе можно поживиться чем-нибудь полезным», решил я, выбрав левый коридор.

Неожиданно появившийся из-за угла, пессимистически настроенный Хаммер был не склонен к разговорам. В самый последний момент я увидел сорвавшийся у него с плеча огонь и шарахнулся в сторону. Неуправляемый реактивный снаряд (в просторечии — НУРС) промчался слева от меня где-то в полуметре и разорвался, расшвыряв тихо-мирно лежащий на полу хлам в разные стороны. Я был рад ответить взаимностью. Шквальный огонь из пушки и парочка моих ракет снесли супостату щит и серьёзно повредили корпус. Но он, в свою очередь, отнюдь не сдавался, яростно отстреливаясь, спиной вперёд, отступил за ближайшую дверь. Дверь захлопнулась. «Ага, боишься!!!» — заорал я, ринувшись за ним следом… Слева и справа от этой самой двери меня, мягко говоря, уже ждала парочка целёхоньких его напарников… Бой был жестоким. Несмотря на восстанавливающийся со временем силовой щит экзоскелета, состояние его по окончании битвы соответствовало тому, что было в первом Паркане при светящейся красной лампочке. Более того, уничтожив двух вражеских роботов и лихорадочно отступая от третьего на свой корабль, я с ужасом обнаружил стерегущего телепортатор четвёртого! Каким-то чудом проскочил мимо него и успокоился только с головой забравшись в корабельную «чинилку». «Железные дровосеки» определённо поумнели! Восстановив броню и боекомплект, а так же, установив на экзоскелет новую, найденную в пылу боя, пушку, я вновь ступил в луч телепортатора. Разумеется, меня уже ждали два Хаммера, готовясь расстрелять практически вплотную. Я был готов к такому развитию событий. Залп ракетного ранца (бустера), и я уже в другом конце помещения! А новая пушка оказалась гораздо мощнее старой, с её помощью разделаться с оставшимися членами экипажа не составило особого труда. Лишь стоило последнему пирату перейти из состояния «робот» в состояние «обломки робота», механический голос бесстрастно сообщил, что у экипажа осталось две минуты на эвакуацию, после чего корабль самоликвидивуется. Противно завыла сирена. Класс! Быстренько перебросив из трюма на свой корабль несколько внушительного размера ящиков, я сломя голову ринулся в телепорт, а оттуда — прямым ходом в рубку. РАССТЫКОВКА!!!

И вот — мы снова в космосе! Справа — ослепительная вспышка взрыва — это всё-таки сработала система самоликвидации взятого нами на абордаж корабля, хаммеровский Т-крейсер благодарит за помощь и передаёт сообщение, после чего отправляется по своим хаммеровским делам, второй пират, похоже, решает не связываться и также совершает гиперпереход в неизвестном направлении.

Из бережно распакованных ящиков, доставшихся нам в качестве трофея, была торжественно извлечена и прикручена к Паркану роботами из состава экипажа новая сенсорная система [Про то, что можно апгрейдить (очень много интересующихся): на корабле — оружие, реактор, двигатель, щит, сенсор. На экзоскелете: оружие, реактор, щит, собственно, сам экзоскелет и сенсор], новая обойма торпед была загружена в аппараты, а новый беспилотный летающий аппарат (дрон) занял своё почётное место на взлётной палубе. Так!

Что там у нас в сообщении? Работа? На третью планету?…

Москва. Дом 17, он же 1а. Офис компании «Никита».
Coffee-break

Извечный вопрос: ГДЕ? Где она, грань между виртуальностью и реальностью? Только что ты был там, в мире Parkan, в секторе Лентис вёл борьбу не на жизнь, а на смерть с пиратами, а теперь, вот, стоишь рядом с создателем этого мира, Олегом Костиным, и, наравне с остальными, делишься своими, весьма сумбурными, впечатлениями.

Первые впечатления…я называю это WOW-эффектом, когда на погружение в игру не нужно времени, оно наступает стремительно…молниеносно. Всё: дизайн, графика, звуки, музыка, ВСЁ настолько гармонирует друг с другом, что создаёт колоссальную по мощности внутриигровую атмосферу. Создаёт Мир, в который хочется верить. И ничего другого не остаётся, как только ПОВЕРИТЬ…

…Не знаю, чем питается капитан Паркана. Возможно, топливом. (смайл) Вообще то, у меня была идея выторговать у никитовцев пару бочек за свой картридж инженера, но в последний момент как-то передумал. (ещё смайл). Решил обойтись бутербродами и соком.

За «сокопитием», выяснился и казус с нумерацией домов. Собственно, когда-то это действительно был д.1а. Но вдруг пришли серьёзные дяди из управы и сказали: «Всё! Теперь это дом 17!» И наплевать им было на то, что той же «Никите» придётся менять этот злосчастный номер во всяческих реквизитах… Табличку они, естественно, тоже «забыли» поменять. Воистину, Россия — страна чудес.

Или это месть за мэра Жужкова в кепке, проводящего заседания на потолке? (шутка!)

Сектор «Лентис». Третья планета системы Пурпурный Эдем Альфа.
3:00 местного времени

…Над этой стороной планеты царила ночь.

Летняя ночь, словно тёплым одеялом, укрыла затерявшийся в окрестных лесах космопорт. Практически абсолютная тишина нарушалась лишь редкими глухими ударами, доносившимися с работающей неподалёку шахты, да урчанием энергоустановки небольшого патрульного варбота, без устали стерегущего просторы родной базы.

Громоподобный удар сопровождался яркой вспышкой в ясном звёздном небе. Окружённый ослепительным сиянием, величественный и неповторимый, бумеранг-Parkan плавно спустился с небес, завис в нескольких метрах от поверхности, опершись на переливающиеся колонны силового поля, и навёл транспортный луч. Через несколько секунд из этого луча плавно материализовался я, помахал ручкой пасущемуся в высокой траве варботу и уверенным шагом направился к куполообразному строению контрольного центра, видимого в ночи по установленному на антенне стробоскопическому маяку.

«И всё же Хаммеры — гады, что не дали нам с Айрин доступ к их сети напрямую с Паркана, заставили вот топать до торгового терминала. Говорят, эта услуга только для друзей клана, а мы тебя не знаем! Во, как! Ну, ничего, там, кажется, шла речь о работе, может быть, после парочки выполненных заданий они кардинально пересмотрят своё мнение насчёт меня!» — думал я в ожидании завершения процесса шлюзования.

Наконец, открылась внутренняя дверь шлюза. Внутри контрольный центр представлял из себя просторное цилиндрическое помещение, без особых изысков. «Правильно, зачем роботам всякие изыски? А вот мне мягкое кожаное креслице рядом с торговым терминалом не помешало бы!»

Прежде, чем подключиться к торговой системе, я решил совершить экскурсию на нижние уровни комплекса, куда вела гостеприимно распахнутая шахта гравилифта. Небольшой головокружительный полет вниз — и мы на складском уровне. Находящиеся здесь три склада были буквально завалены всякой всячиной, однако, выросший словно из-под земли, Хаммер-часовой настоятельно рекомендовал ничего не трогать, а то… В общем, я решил ничего не трогать. Вспомнив знакомую схему типовой планетарной базы, я сразу понял, что колония на этой планете новая и не очень-то пока ещё развитая. На тех планетах, где шахта и завод работают на полную мощность, топливо льётся рекой, а ракеты сходят с конвейера пачками, обычно строится отдельный, весьма объёмный, склад, где всё это добро хранится под усиленной охраной.

Ещё на этом уровне был центр управления, гигантский планетарный суперкомпьютер, занимающий аж две комнаты. В одной из них находились ряды мрачных серых металлических шкафов со сложнейшим вычислительным оборудованием, другая же комната была контрольной, с панорамными экранами, пестрящими просто невероятным количеством малопонятных простому смертному диаграмм, и терминалом Мастер-подключения в центре. «Стоит нажать вооон ту кнопку, и я — властелин планеты… если бы ещё только знать код… да и Хаммерам это не понравится, прилетят ведь разбираться, целый флот, наверное, пошлют!»

Оставив Мастер-терминал в покое, я вернулся в главный зал и спустился ещё на один уровень вниз. Этот уровень, целиком и полностью, занимал собой гигантский термоядерный реактор, через полупрозрачные панели стен было отчётливо видно огненное кольцо плазменного шнура. Кроме многочисленных измерительных приборов, тут не было ровным счётом ничего интересного, и я вернулся наверх, к торговому терминалу.

«Проверка прав доступа…»

Есть! Посмотрим, что тут Хаммеры припасли для нас…

Ага, выходит, практически всё, что я двумя минутами раньше видел на местном складе, можно получить вполне легальным путём! В обмен на топливо. Которое у меня у самого почти на исходе. К тому же цены какие-то грабительские. Ладно, обойдёмся пока без шоппинга, вот выполним парочку миссий, подружимся с кланом, авось, скидочку сделают! Кстати, о миссиях. «Защитить прибывающий/отбывающий транспорт»; «отбить нападение пиратов»; «спасти повреждённый транспортный корабль»…так, а поподробнее? Ага, корабль совершил аварийную посадку на пиратский спутник, необходимо совершить посадку, включить на этом корабле автоматическую систему навигации, предварительно убедившись в отсутствии пиратов на борту, взлететь, дождаться старта транспорта и удостовериться, что пираты вновь не сядут ему на хвост…да, будет веселье, чует мое сердце. А это ещё что за примечание? Даггеры? Пираты из клана Даггеров захватили спутник на территории Хаммеров?! Ну, дела…

Ещё подтвердилась моя догадка о неразвитости колонии: ей срочно требовались картридж инженера и пара комплектов наноассемблеров (необходимых для возведения дополнительных зданий). Ни того, ни другого, к сожалению, у меня не было.

В конце концов, я остановился на миссии по «сливу» критических для клана сведений с бортового компьютера подбитого пиратами транспорта, перевозившего сетевые ускорители (джамперы). Надеюсь, Хаммеры не очень обидятся, если я в процессе выполнения «одолжу» один?

Сказано — сделано! Летим!

Включились маршевые двигатели, и корабль стремительно взмыл вверх. Эхом отразились от окружающих долину гор и затихли громовые раскаты. Вновь наступила тишина. Прошло всего пару секунд с момента старта, а о побывавшем в здешних местах Паркане напоминали лишь чересчур сильные для этих мест порывы ветра, всколыхнувшие высокую траву, да стремительно уменьшающаяся светящаяся точка в по-летнему прозрачном небе. Пройдёт ещё полминуты, и она окончательно затеряется на фоне далёких звезд…

Офис компании «Никита»

Бдлыньс! Критическая ошибка!

Пока программеры изучают логи и что-то оживлённо между собой обсуждают, у меня вновь есть возможность пообщаться с Человеком, Создающим Миры.

Из диалога с Олегом Костиным

КБ: То, как оформлена планетарная часть второго Паркана… Впечатления потрясающие. Но всё же…я так понял, теперь на каждой планете космопорт будет выглядеть практически одинаково. Не надоест ли игроку посещать, тем более, производить зачистку практически одних и тех же помещений?

ОК: Ну… если бы планетарные базы были бы одинаковыми, игра занимала бы не те два гигабайта, что занимает сейчас…

КБ: …и разрабатывалась бы, наверное, ещё годик-другой

ОК: Да…

КБ: Жалко, всё-таки, так хотелось покататься на подземке во втором Паркане…

ОК: Немногие знают, что и в первом Parkan объем лабиринтов был существенно сокращён, по сравнению с тем, что было задумано. Многие умудрялись так капитально заблудиться, что по полчаса искали выход к Паркану! И не могли найти…

Голос из зала: А я ведь так и не нашёл «Суперджампер» на Wanderer’е…раз десять проходил, и не нашёл…

ОК: К тому же сейчас становится всё больше игроков-казуалов, слыхом не слыхивавших про первый Паркан, которым наплевать на сюжетные перипетии, им бы просто полетать да пострелять пару вечерков. Была задумка описание одной миссии во втором Паркане составить таким образом, чтобы пункт назначения не был указан явным образом. Типа, при передаче сообщения барахлил передатчик, и несколько фрагментов «выпало». Однако были указаны основные ключевые точки, по которым можно было бы вычислить текущее местоположение объекта. Специально подготовленные люди стали проверять, так ли это.
Не нашли.
Ладно. Упрощаем задачу, вводим дополнительные намёки и подсказки.
Не нашли.
Совсем упрощаем задачу, пишем так, скажем: «корабль надо искать в астероидном поле». Астероидное поле в том звёздном скоплении — одно-единственное.
Не. На. Шли.

А однообразие планетарных баз с лихвой компенсируется разнообразием открытых пространств…

Сектор «Лентис». Первая планета системы Пурпурный Эдем Альфа

Пыльная буря! Ветер бросает в забрало экзоскелета всё новые и новые порции песка. (Невольно вспомнил утренние приключения. Заменить песок на снег, и…)

Поодаль маячат на сферическом экране сенсора две красные точки. Два вражеских варбота. Минутой ранее я пытался высунуться из относительно безопасной зоны под своим кораблём и прорваться к контрольному центру. Тщетно. Над дверьми центра обнаружилась автоматическая пушка, не преминувшая открыть по мне огонь и вынудившая отступить под защиту корпуса Parkan. Ничего, ребята, у меня есть для вас сюрприз!

…На подлёте к первой планете меня неожиданно атаковал D-крейсер. Я уже рассказывал про захваченный Даггерами спутник Хаммеров. Здесь, видимо, всё произошло с точностью до наоборот: хаммеровские пираты где-то спёрли даггеровский кораблик и вволю резвились, аккурат пока на их пути не появился я.

В трюме этих «цельнометаллических разбойников» завалялся лишний варбот. «Эй! Можно я возьму эту штуку?» — вопрошаю на всякий случай. Обломки роботов промолчали. «Молчание — знак согласия», — вполне справедливо рассудил я и забрал себе варбота — небольшой двуосный вездеходик с орудийной башней на крыше…

Лучшего момента, чем сейчас, для полевых испытаний этой штуки, кажется, не придумать! Указываю варботу цель. Машинка резко трогается с места и мчится навстречу противнику. Я тоже стараюсь не отставать.

Сквозь тучи пыли пробиваются с небес редкие лучи солнца. Под ногами — какая-то чахлая, полувысушенная растительность. Прямо по курсу — корабль! Не искомый транспорт, нет, пиратский Н-крейсер! Мой варбот уже вступил в бой, местность освещается яркими вспышками выстрелов из лучевого оружия. Двух небольших варботов мы уничтожили почти моментально. С третьим, полностью аналогичным моему, пришлось немного повозиться. Но вот, от очередного меткого попадания у него что-то взрывается внутри, отваливается сразу два колеса, из корпуса начинает валить густой чёрный дым. Доездился!

За Н-крейсером обнаружился искомый транспорт, передней частью зарывшийся в грунт. Сразу видно, насколько жёсткой была посадка! На борту — кавардак, зловещий красный свет аварийных ламп заливает пустые коридоры, плоскость пола составляет с плоскостью горизонта угол, отличный от нулевого, многие двери перекосило. Зато трюм полон сетевыми ускорителями! Нам хватит с лихвой. И чуть не забыл! С терминала в рубке передаём кланерам искомые данные, после чего блокируем доступ к системам корабля. Раз и навсегда. Покидаем эту груду обломков, и…

И!!! ЧТО ЗА…

Наш родной и горячо любимый Паркан резко взмывает вверх и, через мгновение, исчезает в затянутом пылью небе! Да, Айрин, я тоже вижу этот пустующий Н-крейсер! В погоню!!!

Офис компании «Никита». Вечер

Угасло пламя атомных двигателей, работавших большую часть времени в форсажном режиме. Медленно и, будто бы, неохотно остывали лазеры орудийных систем. Застыли недвижимо дроны на взлётной палубе и варботы в гараже. Им простительно. Теперь им можно и отдохнуть, равно как и процессорам, и видеокартам никитовских компьютеров. Все они сегодня хорошо потрудились.

Отважные тестировщики, избавившись от поднадоевших за день экзоскелетов, взялись за составление отчётов, обсуждение возникавших по ходу тестирования проблем плавно перешло в обмен впечатлениями. «WOW! COOL! КЛАСС! КРУТО!» — эти слова звучали особенно часто. Несмотря на встречающиеся то тут, то там баги, даже на основе такой, в чем-то урезанной и недоделанной версии, всем было ясно: получилась Игра. С большой буквы. Такая, какой в своё время был первый Parkan.

Многие команды разработчиков, раздавая интервью налево и направо, кажется, забывают о том, что надо ещё и работать над игрой. Они каждый день выкладывают в Сеть новые скриншоты и демо-версии, список ключевых особенностей игры занимает не одну страницу концепт-документа…а на выходе — пшик. Нет, не обязательно провал. И графика там неплоха, и геймплей — забавный…но…не затягивает вот, почему-то.

Никитовцы же придерживаются другой политики. Да, Parkan II не мелькает в каждом новом выпуске каждого игрового журнала. У них нет времени ни на интервью, ни на создание красивых Wallpaper’ов, ни на прочую подобную мишуру. Они работают. Работают, чтобы подарить праздник людям. Чтобы создавать Игры. Они для меня — пример. И я горжусь тем, что смог хоть чем-то помочь им, помочь Игре избавиться от тех досадных ошибок, которые способны испортить этот праздник.

Мне так кажется, что секрет успеха Parkan II прост: люди, работающие в компании «Никита» помнят о том, что компьютерные игры — это в первую очередь искусство.

Быть может, скоро оно станет важнейшим из искусств, как, в своё время, кинематограф?

Если такие творческие коллективы, как «Никита». Не. Будут. Останавливаться. На. Достигнутом…то, да.

The End.

P. S. Был ещё и второй день тестирования. В течение этого дня мы, загрузив сейвы из середины игры, ознакомились с тем кусочком…нет, целым пирогом, что приготовили для нас сценаристы. Здесь можно рассказать о том, чем управление Н-крейсером отличается от управления D-крейсером, о сильных и слабых местах этих корабликов. Можно рассказать о первой подконтрольной лично мне колонии и о том, как в моё отсутствие наглые пираты путём высадки десанта попытались эту колонию отбить. Можно рассказать о том, как выглядит планетарный бой, когда на твоей стороне восемь варботов, количество же вражеских составляет около дюжины. Можно рассказать о таможне, которая, разумеется, никуда не делась со времён первой части. О том, что противники научились использовать боевых Дронов против игрока. О неожиданных поворотах сюжета, неожиданных друзьях и неожиданных предателях. О таинственном Гегемаунте, скрывающемся в тени и вынашивающем страшные планы. О не менее таинственном «Мудреце», который, по слухам, является…
Ошибка! Данные повреждены! Передача данных остановлена! Ошибка!…

© Кирилл Белов a. k. a. , 2005