© Михаил Рябцев a. k. a. Merly.
Перепечатано с разрешения администрации Elite Games.
Перепечатка только с разрешения администрации Elite Games.

Обзор Parkan. Хроника империи

С гордостью могу сказать, что игру «Parkan: Хроника Империи» сделали наши российские разработчики из компании Nikita. Разработка игры началась в начале 1994 года и длилась более 3-х лет. На прилавках магазинов она появилась в сентябре 1997 года. После чего довольно долгое время занимала первое место по продажам в России.

Сюжет игры начинается в отдалённом будущем. 4097 год со дня основания колонии Лентис. Известная часть Вселенной входит в состав Федерации Миров, но большая часть планет числится там формально. Выросшая из размеров корпорации, Торговая лига сформировала открытую оппозицию Федерации. Впоследствии она переросла в военный конфликт, известный как Война Лиги. Поводом для Первой Войны Лиги послужил эксперимент, проводившийся на планете Лентис. В ходе войны было применено самое мощное энергетическое оружие, в результате чего весь планетарный сектор был разрушен. Но позже Лиге пришлось подписать перемирие. Послевоенное развитие преобразовало Федерацию в Империю. Военный флот Империи контролирует запрещённые после войны сектора пространства Лентис. Нестабильность пространства в запрещённых секторах вызвала всеобщую тревогу. Поэтому туда был отправлен исследовательский крейсер Wanderer. Корабль достиг пограничных секторов, а затем таинственно исчез. С базы Аргус был послан имперский рейдер — Parkan. Задача — узнать причину пропажи крейсера и исследовать район аварии. Экипаж корабля состоит из одного человека — это Вы.

После запуска корабля происходит сбой в системе навигации. Из-за чего Вы оказываетесь в неизвестном секторе пространства Лентис. Местоположения своей базы Вы не знаете. Поэтому придётся осваиваться в новом мире, но задача остаётся прежней — найти Wanderer и узнать, что же произошло.

Общие сведения

Игра Parkan (с древнеиндийского — бумеранг) — это не только космический симулятор, но и экономический, а также в нём присутствует элементы 3D action-а, которые играют не последнюю роль в игре. Но об этом позже. В своё время эта игрушка была довольна требовательна к ресурсам компьютера. Для «быстрой» игры требовался Pentium 200 с 32 Mb оперативки. В то время такой компьютер считался достаточной роскошью.

Вселенная игры достаточно велика. Пространство Лентис состоит из 5 секторов (на карте обозначены различными цветами) плюс 1 секретный сектор, который открывается впоследствии. Каждый сектор имеет скопление звёзд, в которых соответственно располагаются до десятка звёзд, вокруг которых вращаются планеты. В общей сложности пространство Лентис имеет около 400 планет. При каждой новой игре это пространство генерируется заново случайным образом (напоминает Diablo).

Всё население пространства Лентис состоит из роботов, поделённых на кланы. Всего насчитывается 5 кланов — по количеству секторов, плюс пираты, населяющие секретный сектор. Так что можете считать себя единственной «живой душой» на сотни миллиардов миль вокруг. ;-) Поссорившись с одним кланом, Вы ссоритесь с целым сектором. Думайте сами, нужно ли вам это.

Универсальной валютой в этой части галактики служит топливо. Оно является и деньгами, и «едой» для роботов, и топливом для межзвёздных полётов. Достать топливо можно несколькими путями:
1) Заняться грабежом пиратов (или кланов, но тем самым вы испортите отношение с ними, что чревато трудностями);
2) Выполнить миссию;
3) Торговля;
4) Колонизировать планету.
Самый выгодный путь — это колонизация планет. Но есть один недостаток — приходиться возвращаться на планету через некоторое время, чтобы забрать выработанное топливо.

Для достижения полученной задачи, розыска крейсера Wanderer, вам придётся выполнять некоторые миссии. Но никто вас не заставляет их выполнять сразу. Можно отложить их на «далёкое потом» и заняться исследованием космоса, колонизацией планет, торговлей, выполнением миссий или отстрелом пиратов.

Космический симулятор

Сразу замечу один недостаток (лично для меня). Различные меню в этом режиме занимают добрую половину экрана, но тем не менее это не очень мешает играть.

Этот режим игры является основным, но тем не менее не единственным по значимости. Начиная игру, вы можете передвигаться между планетами в пределах лишь одной звезды, той, куда вас занесла судьба. Но найдя «Джампер» на одной из планет этой звезды, Вам открываются огромные космические пространства, которые Вы и будете исследовать. Окружающее пространство «населяют» различные корабли разных кланов, орбитальные станции, пираты.

Столкновения с пиратами происходят внутри звёздных систем. Если в первых столкновениях от них можно откупиться топливом, то в дальнейшем они «лупят» сразу, без выяснения кто ты и откуда. Нападают же они обычно небольшими группами по 2–4 корабля. Обычно в звёздной системе насчитывается несколько таких групп. Так что зачистка звёздной системы от пиратов особого труда не составляет. Но в дальнейшем у пиратов можно встретить и корабли-невидимки, которые представляют достаточную угрозу, без должного оборудования на вашем корабле.

Также большую роль играет распределение энергии вашего корабля между различными его системами. Таких систем насчитывается четыре: двигатель, радар, щит и оружие. Эти системы в дальнейшем можно апгрейдить, а также использовать найденные артефакты, что повышает выживаемость корабля.

Распределять энергию можно тремя способами:
1) между всеми системами поровну, что обычно не очень выгодно, так как в итоге получается, что каждая система использует лишь ¼ часть своих возможностей;
2) между двумя системами поровну, более выгодное распределение, особенно во время боя (между оружием и щитом). Однако есть один недостаток. Так нельзя распределить энергию между оружием и двигателем, щитом и радаром;
3) на одну какую-нибудь систему, тем самым достигнув максимума производительности от этой системы, что иногда очень помогает. Например «кинув» всю энергию на двигатель, можно «сделать ноги» из любой заварушки (что один раз скорее всего придётся сделать), а кинув на радар — иногда удобно находить корабли и т. д.

Вооружение вашего корабля состоит из энергетического оружия, ракет и мин. Энергетических пушек доступно несколько, но пользоваться Вы можете лишь одной за раз. Ракет же всего два типа: слабой и сильной мощности. Пополнить ракеты можно несколькими путями:
1) «одолжить» у пиратов;
2) купить;
3) произвести на своей планете.

Мины используются в основном для уничтожения вражеских ракет, но ими также можно хорошо вести и отстрел пиратов.

Так же в вашем распоряжении находятся дроны — беспилотные боевые корабли. Существует несколько типов дронов, которые вы можете использовать против ваших врагов. Так что мало им не покажется.

Графика была вполне прилична для своего времени. Конечно, туманностей нет, но корабли трёхмерны и очень красиво выглядят: разработчики не пожалели текстур для этого. Детали кораблей можно рассмотреть до мельчайших подробностей.

3D-action

Стоит также сразу отметить, что состыковавшись с кораблём/планетой/спутником и переключившись в режим 3D-action’а, внутри своего корабля вы можете обнаружить две интересные вещи. Первое — терминал, на котором находится инструкция по игре: в основном это важно для начала, чтобы понять общие принципы игры. Второе — аппарат, который восстанавливает щит Вашего боевого костюма. Сюда Вы будете всё время забегать, чтобы «подлечиться».

Когда же Вам надоедает летать и надо «навестить» планету или корабль (пирата), то Вы состыковываетесь с данным объектом и переоблачаетесь в боевой костюм. Этот режим игры используется для захвата/колонизации планеты, совершения торговых операций, получения миссий, новостей, поиска некоторых деталей и артефактов для Вашего корабля, зачистки вражеского корабля или планеты и т. д.

Ваш боевой костюм имеет защиту от разных вредных воздействий (радиация, химическое заражение и др.). С помощью него так же можно лазить по стенам. И главное — он имеет вооружение.

Всего в игре четыре типа оружия:
1) Лазер — «относительно бесконечный» боекомплект. Почему «относительно бесконечный»? А потому, что потихоньку даже он начинает расходоваться, но обычно даже на зачистку большой базы у меня расходовалось половина его запаса, максимум 2/3 запаса. Если вылететь с базы и вернуться назад, лазер восстановится.
2) Пулемёт — оружие посильнее лазера, но требует патроны, которые можно найти на базах или кораблях.
3) Ракета малой мощности — солидное оружие, но боезапас небольшой. Обычно с его помощью враги уничтожаются с 2-х попаданий.
4) Ракета большой мощности — очень сильное оружие, но в боезапасе всего несколько ракет, поэтому их надо расходовать с толком. Большинство врагов уничтожается с одного попадания.

Все торговые операции проводятся у специальных терминалов. Найти их можно благодаря специальным знакам-обозначениям, расположенным на стенах баз и кораблей. Все эти знаки-обозначения понятны сразу.

С помощью терминалов Вы можете:
1) Купить/продать товар;
2) Починить свой корабль (требуется наличие завода на планете);
3) Обменять сломанные механозародыши на новые в отношении 2:1 (за два сломанных — один новый) (требуется наличие завода на планете);
4) Получить миссию;
5) Узнать новости.

Находясь на базе или корабле Вы можете находить различные предметы: топливо, механозародыши, боеприпасы, картриджи для роботов и артефакты. Последние два типа предметов представляют особую ценность.

Все предметы в этом режиме трёхмерны: все, кроме роботов, которые плоские, как блин. Что тут скажешь. Уже появился Quake и трёхмерные враги, но тут… Видно побоялись, что это сильно отразится на производительности компьютера, ведь «игрушка» и так очень требовательна (для своего времени), а так бы пришлось ещё её отложить до лучших времён. Базы и корабли представляют собой многоэтажные трёхмерные лабиринты, в которых можно и заблудиться, но есть знаки, упомянутые выше, по которым легко ориентироваться.

Экономический симулятор

Экономический симулятор сильно упрощён (это вам не X-Tension) и суть его сводиться к одному. Есть топливо — перед вами открыт весь мир, нет топлива — очень плохо. Тогда нельзя ни починить корабль, ни купить ракет, ни откупиться от пиратов, ни прыгнуть в другую систему. Кстати, совет: решив прыгнуть к какой-нибудь звезде, берите столько топлива, чтобы хватило на обратную дорогу, в случае чего, и обязательно возьмите с собой как минимум два механозародыша, чтобы можно было колонизировать новую планету.

Где раздобыть топливо мы уже знаем (см. выше). Разберёмся с его добыванием на планете.

У каждой планеты есть четыре параметра:
1) температура;
2) атмосфера;
3) органика;
4) ресурсы.
Для планет более всего интересны пункты 3) и 4). Чем они выше, тем больше планета даёт ресурсов и заводы быстрее производят товары. Вообще, незанятые планеты с параметром органики (даже с низким, не говоря уже о высоком) встречаются очень редко: тем самым они представляют двойной интерес для нас, и если Вы увидите такую планету, то сразу же колонизируйте её.

Колонизация планет происходит следующим образом:

Незанятая планета:
Садитесь на неё, пробиваетесь с боем, так как на таких планетах обычно находятся пираты, к торговому терминалу и оставляете два механозародыша. Зачищать всю планету не обязательно. Вылетаете с неё. Всё, планета ваша.

Занятая планета:
Для этого придётся «зачистить» всю базу, чтобы не осталось ни одного робота. А потом ещё придётся уничтожить корабли-защитники на орбите данной планеты, если они имеются. После этого через терминал нужно оставить два механозародыша. Если после отлёта планета не перешла к Вам, то значит Вы где-то кого-то «не домочили».

В дальнейшем следует развивать планету.

После колонизации планеты на ней строится первый добывающий штрек. Для дальнейшего развития шахты требуется картридж геолога и на каждый последующий штрек по два механозародыша. Чем больше добывающих штреков, тем больше производительность добычи топлива. Если на планете присутствует органика, то после полного апгрейда шахты строится первый штрек завода, на котором можно починит свой корабль и обменять сломанные механозародыши на новые (но также в отношении 2:1). Для дальнейшего развития завода требуются картриджи инженера, технолога и учёного, а также новые механозародыши. После этих апгрейдов на планете будут производиться ракеты, дроны и космические корабли, предназначенные для защиты планеты. Чем больше параметр органики у планеты, тем быстрее она производит эти товары. Со своей планеты Вы можете брать всё, что угодно абсолютно безнаказанно.

После того как Вы колонизировали планету, у Вас появляется стабильный источник дохода. Всё, что от Вас теперь требуется — это периодически залетать на планету и собирать «урожай». Хорошо бы иметь хотя бы по одной планете в каждом секторе пространства Лентис. Чтобы не застрять где-нибудь из-за лишних потраченных единиц топлива…

Также можно заняться и торговлей, но торговать выгодно только большими партиями какого-нибудь товара, так как разница цен невелика.

Заключение

Конечно, недостатков в игре хватает, но где их нет? В целом игра получилось отличной. Интересный сюжет, который отнюдь не заканчивается после окончания поиска крейсера Wanderer, неплохая графика (на 97 год) и конечно же то, что это первый российский игровой продукт, который занял достойное место на игровой полке не только у нас, но и за рубежом. Будем ждать Паркан 2, который уже не за горами и будем надеяться, что он переплюнет все игры «Элитной» направленности. Ведь как будет приятно, если лучшую Элитную Игру всех времён и народов сделают в России! ;-)

Приятных полётов!